ВАС РФ признал уведомление о контролируемых сделках соответствующим Налоговому кодексу РФ

10.10.2013

ВАС РФ признал уведомление о контролируемых сделках соответствующим Налоговому кодексу РФ

Решение ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13 

 Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). По общему правилу это необходимо сделать не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершены такие сделки. За 2012 г. отчитаться нужно не позднее 20 ноября 2013 г. (ч. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Форма соответствующего уведомления утверждена Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ (далее - Приказ). 

Согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: 
- календарный год, за который они представляются; 
- предметы сделок; 
- сведения об участниках сделок (в частности, наименование, ИНН); 
- сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по таким сделкам. 

Утвержденная форма уведомления, помимо этого, предполагает внесение и иных, не предусмотренных п. 3 ст. 105.16 НК РФ сведений о контролируемых сделках. Например, в п. п. 121 - 124 раздела 1А уведомления должны содержаться в закодированном виде основания отнесения сделки к контролируемой согласно ст. 105.14 НК РФ (п. 4.4 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом). 

Данное противоречие заметили многие налогоплательщики. Несколько компаний решили обратиться в ВАС РФ с заявлением о признании не соответствующим Налоговому кодексу РФ и недействующим Приказа в частях, в которых установлено заполнение пунктов сведениями, не указанными в п. 3 ст. 105.16 НК РФ. Среди таких пунктов были названы п. п. 121 - 124, 131 - 135 раздела 1А, п. п. 040, 043, 045, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130, 140, 150 раздела 1Б, п. п. 020, 030, 060, 070, 080, 090 раздела 2. 

Заявители утверждали, что Приказ в оспариваемых частях не соответствует п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 105.16 НК РФ. Он нарушает их права при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку возлагает дополнительные обязанности, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. По их мнению, налогоплательщики должны представлять лишь сведения, перечисленные в п. 3 ст. 105.16 НК РФ. Включение в уведомление дополнительной информации нарушает процедуру ее получения налоговыми органами. В результате налоговая проверка подменяется преждевременным сбором различных сведений. 

ФНС России возражала против данных доводов, аргументируя свою позицию тем, что положения Приказа находятся в системной связи не только с п. 3 ст. 105.16 НК РФ, но и с иными положениями налогового законодательства. 

ВАС РФ, проанализировав положения п. 3 ст. 105.16 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 40, ст. ст. 105.3, 105.14, 105.16, 105.17 НК РФ и иными нормативными правовыми актами по вопросам, связанным с налогами, пришел к выводу, что Приказ соответствует Налоговому кодексу РФ. Суд исходил из того, что уведомление должно содержать достаточно информации для проведения проверки цен сделки и последующего вывода об их соответствии рыночным ценам. Данную информацию должностные лица, осуществляющие проверку, должны получить без использования дополнительных мероприятий налогового контроля. Иное толкование приводит к неоправданному истребованию у проверяемого лица документации по всем контролируемым сделкам. ВАС РФ проанализировал каждый пункт Приказа, о несоответствии которого заявляли организации, и указал, какой норме Налогового кодекса РФ он корреспондирует.

← Назад